ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Проблемы ТЭК
Ухудшение экобезопасности, нарушение природного баланса, её загрязнение — главнейшие факторы, влияющие на качество жизни и здоровье людей. Сильнее воздействие среди всех объектов занимают топливно-энергетические комплексы (ТЭК). В настоящее время актуален вопрос о решении ситуации с ТЭК, ведется поиск путей решения.
Экологическая безопасность — это обозначение допустимого уровня вредного воздействия на природу и человека. В наше время в России накоплено почти 80млрд.тонн твёрдых отходов. Из них - токсичных отходов от предприятий топливной промышленности занимает около 16%. Большая часть приходится на горнодобывающую, металлургическую, химическую, нефтегазовую промышленности.
Известно, что технологические процессы предприятий ТЭК образуют отходы. Даже при разведке месторождений появляются отработанные буровые растворы, сточные воды (БСВ) и выбуренный шлам. Для защиты природы на нефтегазовых комплексах происходит замена технологий бурения и материалов на экологически безопасные.
При обустройстве месторождения главным моментом становится само строительство. Согласно статье №4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов – это подрядная организация. Именно она несёт ответственность за безопасность при обращении с отходами.
Система экологической безопасности — система мер, обеспечивающих допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека. Эта система состоит из 3 модулей, дополняющих друг друга:
- комплексная экологическая оценка территории;
- экологический мониторинг;
- управленческие решения (экологическая политика).
Большая часть образующихся стройотходов – это 5 класс опасности (отходы почти неопасные). Из них 24% перерабатывается и обезвреживается; а 76% захоранивают на свалках, хотя могут быть использованы для производства дешевых стройматериалов.
Производство стройматериалов – это едва ли не самая перспективная отраслью по использованию стройотходов. Но нет нормативной базы, которая обязывает организации вывозить стройотходы на переработку, и это очень мешает внедрению в работу перерабатывающих комплексов.
При эксплуатации автосредств появляются разные виды отходов. Переработка старых шин, которые складируются на территориях предприятий, а часто просто захламляют собой придорожные канавы и лесные полосы. Это происходит из-за отсутствия установок по переработке шин. Еще больший вред наносится природе при сжигании шин, когда в воздух попадает много вредных веществ.
Для предприятий ТЭК актуальна проблема обращения с нефтешламами: в земле их скапливается много на незаконных свалках накопления нефтесодержащих отходов, технических авариях и разливах нефтепродуктов.
Почти все отходы на стройках и возникающие при эксплуатации предприятий ТЭК относятся к твёрдым бытовым. Нехватка предприятий по их переработке приводит, то это приводит к захоронению отходов на свалках, где те становятся источниками загрязнения природы и плохо влияют на здоровье людей.
Наиболее перспективным по экологическим и экономическим показателям является рециклинг. Начиная с сортировки отходов, а также с раздельного сбора мусора населением, рециклинг делает шаг в будущее, меняя психологию людей для селективного сбора отходов.
Изменить в лучшую сторону экообстановку предприятий ТЭК можно при выполнении следующих мероприятий:
- внедрять технологии для утилизации, переработке и обезвреживанию отходов;
- уменьшать отходы, внедряя малоотходные (безотходные) технологии;
- включать в новый производственный цикл отходы;
- делать селективный сбор отходов по видам и классам опасности;
- создать места временного накопления отходов на промплощадках;
- лицензировать деятельность по обращению с опасными отходами;
- осуществлять инвентаризацию мест размещения отходов и потребления;
- нормировать все отходы и установить лимиты на их размещение;
- экологически стимулировать организации, которые вовлекают отходы в хозоборот и внедряют малоотходные технологии;
- разрешить долевое участие различным промотраслям в финансировании объектов по обращению с отходами;
- внедрять механизмы залоговой стоимости переработки (утилизации, обезвреживания) амортизированной продукции (шин, аккумуляторов, тары, люминесцентных ламп) в их товарную стоимость;
- усилить контроль инспектирующих организаций и привлекать к ответственности за нарушение природоохранного законодательства предприятий в области обращения с отходами.
В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» работа с опасными отходами должна быть лицензирована. При обращении с опасными отходами нужно знать, что главной ценностью является жизнь и здоровье человека. Материальные блага не должны оправдывать ведение производственной деятельности с нарушениями природоохранного законодательства РФ.
- 12 марта 2025- Пожарная безопасность. Главное
- 4 марта 2025- Возврат за обучение и мероприятия по ОТ из СФР – 2025
- 4 марта 2025- Стажировка и наставничество: важное
- 28 февраля 2025- Проверки ГИТ - 2025
- 26 февраля 2025- НОК по пожарной безопасности – 2025
- 12 февраля 2025- Изменение индикаторов риска и количество НС - 2025
- 9 февраля 2025- Несчастные случаи на производствах России. Ч 3.
- 24 января 2025- Несчастные случаи на производствах России. Ч 2.
- 20 января 2025- Несчастные случаи на производствах России
- 5 января 2025- Медосмотры – 2025