Инструкции: Водители: проводим испытания правильно - СНГ
Время на чтение материала: 3 мин
Руководители знают, что при трудоустройстве водителя следует выполнить две важные процедуры — стажировку и испытание. Оба термина часто используются и так же часто их путают даже опытные работодатели, хотя оба регулируются разными нормативами и имеют свои особенности. Постараемся пояснить вам, в чём эта разница, а также расскажем, как правильно выполнить обе процедуры.
К водителям всегда должны предъявляться особые требования. Им нужно пройти испытание, а при необходимости — и стажировку на своём рабочем месте (ст.328 ТК РФ).
Стажировка — часть процесса обучения по ОТ, проводится тем сотрудникам, чья работа связана с повышенной опасностью (п.59 Порядка обучения №2464).
Испытание — обязательная процедура для водителей при трудоустройстве (Порядок, утв. приказом Минтранса №264от 29.07.2020г.). Проводится всем водителям с целью проверки практических навыков управления ТС.
Важно. Само по себе управление ТС не относят к работам повышенной опасности – в Правилах по ОТ на автотранспорте эти виды работ не включены в перечень (утв. Приказ Минтруда №871н от 09.12.2020г.). Помимо этого, управление автомобилем не упоминается в Приложении 2 к Примерному положению о системе управления ОТ (утв. Приказ Минтруда №776н от 29.10.2021г.).
При этом, руководитель может включать управление транспортом в свой внутренний перечень работ повышенной опасности, если считает, что эти функции создают доприски и требуют особого контроля и безопасности. Тогда водителю будет необходимо пройти стажировку при приёме на работу.
Правила испытаний водителя указываются в п.п.7–12 Порядка №2464 (утв. Приказом Минтранса №264 от 29.07.2020г.). Испытание проходят все водители при приёме на работу.
Для кого | Испытание проводят с вновь принятыми водителями в организациях и ИП (п.3 приказа Минтранса №264 от 29.07.2020г.): - где есть хотя бы один автобус или грузовик; - перевозящих пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования; - перевозящих грузы по договору перевозки |
Когда | Испытание проводится до того как он начнёт свои трудовых функций (п.7 приказа Минтранса №264 от 29.07.2020г.). Его продолжительность – не больше 3 месяцев (ст.70 ТК РФ) |
Кто проводит | Испытание проходит под руководством водителя-наставника, которого назначает руководитель из числа других сотрудников-водителей, не попадающих в ДТП по своей вине. У наставника должен обязательно быть стаж работы (п.10 приказ Минтранса №264 от 29.07.2020г.): - при стажировке на лёгковом такси или грузовом авто – не менее 3 лет; - при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе – не менее 5лет. |
Как | Общие требования по испытанию водителей для всех организаций (п.8, 9 приказа Минтранса №264 от 29.07.2020г.): - испытание проводят как без выезда, так и с выездом на дороги общего пользования; - для водителей маршрутных ТС испытание проводят с выездом на дороги общего пользования с движением по маршруту без/с пассажиров; - по возможности предоставляют новому водителю ТС того типа и модели, на которых он будет работать; - желательно проводить испытание по будущим маршрутам водителя. |
Как зарегистрировать | После Испытания руководителю нужно оформить Лист испытания. Форма этого документа произвольная, но при этом нужно указать в нём обязано пункты (п.12 приказа Минтранса №264 от 29.07.2020г.): - номер листа испытания; - Ф. И. О. водителя-стажера; - сведения о ТС, на котором проходило испытание: его тип, марка, модель ТС; - Ф. И. О. водителя-наставника; - дату, время прохождения и срок испытания; - заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за БДД. |
- Требуется ли стажировка водителям по Порядку обучения №2464, когда в ПОТ на автотранспорте не указана такая необходимость?
Нет, не нужно. Водители проходят стажировку, когда работодатель включил управление ТС в перечень работ повышенной опасности (п.26 Порядка обучения №2464). Спецтребования к стажировки водителя в рамках обучения ОТ отсутствует. Испытание при устройстве проводится, оно должно быть не больше 3 месяцев (ст.70 ТК РФ, п.7 Порядка, утв. приказом Минтранса №264 от 29.07.2020г.) - Нужна ли стажировка водителю легкового / грузового автомобиля?
Нет, не нужна.
Водители легковых автомобилей проходят стажировку, если работодатель включил управление легковым/грузовым ТС в перечень работ повышенной опасности (п.26 Порядка обучения №2464). Спецтребования к стажировке водителя отсутствует, но при приеме на работу все равно он должен пройти испытание. Продолжительность испытания – не больше 3 месяцев (ст.70 ТК, п. 7 Порядка, утв. приказом Минтранса от 29.07.2020 № 264). - Проводить ли обучение сотруднику как водителю, когда он выполняет поручения работодателя на личном автомобиле?
Данное требование не регламентировано, однако рекомендуем обучить его.
При выполнении сотрудником поручений работодателя на личном автомобиле, в его должностной инструкции следует прописать, что в трудовые функции входит управление ТС. При этом данному сотруднику будут полагаться все виды мероприятий, предусмотренные законом для водителей (инструктажи, обучение, медосмотры и т.д.).
Данный порядок действий упростит прохождение проверки, т.к. контролирующие органы все равно могут признать такого сотрудника водителем. «Водитель – лицо, управляющее транспортным средством (ст.2 ФЗ №196 от 10.12.1995г.). Руководителю следует включить компенсацию за использование личного ТС в трудовой договор (ст.188 ТК РФ).
- 30 марта 2025- Подземные работы. Главное
- 30 марта 2025- Упрощение порядка получения лицензии на взрывматериалы
- 30 марта 2025- Профриски в организациях высшего и среднего профобразования
- 26 марта 2025- Инструкции по ОТ: оформляем ЛНА правильно
- 26 марта 2025- Здания и сооружения ОПО: важное
- 19 марта 2025- Порядок проведения противопожарного инструктажа. Обновление
- 19 марта 2025- Промбезопасность: срочное!
- 12 марта 2025- Пожарная безопасность. Главное
- 12 марта 2025- Управление пожрисками: стандарт 2025
- 6 марта 2025- Актуализировали НПА по безопасности ГТС